на новости
и акции
Венеция — город-сказка, чудо, возникшее на островах лагуны в северной части Адриатического моря.
История Венеции началась в середине V века (412 год), когда жители «твердой земли» нашли на небольших островах укрытие от варварских набегов. В период с VIII по XVIII века, почти тысячу лет, Венеция была самой безмятежной республикой. К тому же, благодаря выгодному географическому положению на Адриатике между Востоком и Западом и передовой политической системе, Венеция стала одной из важнейших торговых наций, воротами к экзотическому, манящему и тогда еще неизвестному Востоку.
Но давайте пропустим процесс формирования Венеции в отдельное могущественное государство — эта информация есть во всех школьных учебниках. Давайте поговорим о зарождении швейного мастерства в регионе Венето. Так как земледелие в Венеции было невозможно в связи с отсутствием земли, основой экономики стало мореплавание и рыбная ловля. Быстро развивалась торговля, росло мастерство ремесленников, объединившихся в хорошо организованные цехи со своими школами и уставами. Эти профессиональные объединения, членство в которых было обязательным для легальной работы, стали основой венецианской республики. В XIII-XVIII веках Венеция вступает на королевский престол моды.
Уже к концу XIII века венецианцы, используя секреты, привезенные Марко Поло из Китая, обошли в искусстве производства шелка византийских мастеров. А в XVIII веке связанные с модой ремесла уже приобрели узконаправленную специализацию. Ремесленник выбирал себе занятие один раз на всю жизнь. В это время и появились первые портные, выполняющие индивидуальные заказы для знатных горожан. В Венецианской республике существовали определенные законы, направленные против роскоши, которые приговаривали любого, кто изобретет «новую моду», к штрафу или тюремному заключению. Регламентировалось даже использование в одежде определенной цветовой гаммы, которая должна была подчиняться строгой иерархии и определять социальный, экономический и политический статус носящего. Мастера-красильщики хранили рецепты изготовления своих красок в строжайшей тайне, рассказывая всевозможные легенды о злых демонах и духах, обитающих вблизи красилен, дабы отпугнуть возможных охотников за секретами их ремесла.
Аксиома о том, что лучший портной - это мужчина, была известна еще венецианцам XIII века. Интересен факт, что новую моду диктовали не портные, а заказчики, которые самостоятельно выбирали ткани и модели. Портной ограничивался лишь выбором подкладки и, собственно, кройкой и шитьем.
Существовал даже закон, запрещающий портным вводить новые стили, так как считалось, что это может повлечь за собой большие расходы для заказчика.
Поэтому для поддержания репутации венецианские портные полагались на свой профессионализм, а не на способность создавать новые модели. Например, покрой тоги венецианского дожа не меняется веками. В зависимости от времени года, она шьется из сукна или шерсти, бархата и шелкового дамаска и подбивается ценными породами меха. На плечо накидывается длинная туника из особого рельефного бархата с геральдическим рисунком.
Однако, несмотря на законодательство, диктующее сдержанность в моде, одежда венецианцев отличалась богатством, элегантностью, разнообразием линий и стилей.
Откуда же тогда при той строгости законов появились роскошь и многообразие моделей и аксессуаров?
Знаменитые венецианские карнавалы стали отправной точкой формирования швейной фантазии. Это, в добавление к уже сложившемуся портняжному мастерству, сделало портных региона Венето одними из самых искусных мастеров того времени.
Стоит отдельно уделить внимание венецианским карнавалам, которыми в то время жила вся Венеция.
Карнавалы венецианцы переняли вместе с латинской культурой: истоки этого праздника, как известно, лежат в знаменитых римских Сатурналиях.
Главной традицией Сатурналий было стирание различий между господами и рабами. В период празднеств рабам, например, разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами и даже отпускать в их адрес ругательства. Однако, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, во время сатурналий все прятали свои лица под масками. Наследником этой традиции и стала Венеция. Так вышла на сцену Маска — главный герой венецианского карнавала.
Расцвета венецианские карнавалы достигли в XVIII веке. Тогда они были не только главным событием года, но и смыслом существования. Во время карнавала ничто не могло оказаться слишком стыдным, слишком смелым или слишком безрассудным. И наряды соответствовали духу карнавала.
Эджидио дель Сарто родился в 1834 году в Венеции в семье рыбака и швейки. Еще мальчиком он предпочитал проводить время с матерью, помогая ей вечерами в починке одежды для бедных горожан, когда Ремиджио, его отец, уходил на промысел в море. Тогда маленький Эджи и получил свое прозвище Sarto (портной) — и это стало началом истории венецианской мастерской «SARTO REALE» («Королевский портной»), впоследствии превратившейся в одно из самых известных среди знатных горожан ателье мужской одежды.
Традиция давать фамилии в Италии зародилась как раз в Венеции в XIV веке. Изначально носить фамилии разрешалось исключительно знатным горожанам, и давались они в основном по месту происхождения. Позже фамилии стали давать всем жителям города. Фамилии горожане получали по имени отца, реже матери, роду занятия или описывающие внешность («рыжий», «хромой» и т. д.). Эджидио получил свою фамилию, как Вы уже поняли, по роду занятия.
В 1869 году Эджидио открыл собственную маленькую мастерскую по пошиву одежды в районе Санта-Кроче (Santa Croce, Святой Крест), на углу площади дворца Ка’ Пезаро (Ca’Pesaro), и дал ей название «Sarto Reale». Так как вокруг церквей и дворцов в Венеции селились знатные горожане, место расположения мастерской Эджидио и образовало круг его клиентов.
Надо сказать, что такое название мастерской в Венеции звучало достаточно неоднозначно. Венецианцы, опасавшиеся диктатуры, внесли множество ограничений на возможность захвата власти. В Венеции никогда не было королей, а республикой руководил дож, избираемый из знатных горожан тайным голосованием сорока избранных. При этом члены одной и той же семьи не могли занимать место дожа два раза подряд.
Несмотря на это, богатые горожане с интересом отнеслись к смелому портному. Дела довольно быстро пошли в гору, и слухи об искусном мастере разлетелись по всей Венеции. С увеличением заказов расширялось и ателье, став вскоре одним из самых больших и знаменитых в Венеции XIX века.
В 1876 году у Эджидио и его жены Габриэлы родился первый сын, Антонио, получивший свое имя от деда Эджидио. Через два года Габриэла дарит своему мужу второго сына, которого они называют в честь брата Эджидио, Массимо. Надо сказать, что Эджидио был достаточно строгим отцом и с малолетства привил сыновьям правильное отношение к труду: уже с семи лет дети начали помогать отцу в мастерской. Возмужав, Антонио и Массимо стали прекрасными мастерами портновского дела, выполняя заказы наравне с отцом.
Как-то после очередной примерки Эджидио, оставив своих сыновей в мастерской, отправился с заказчиком в ближайшую тратторию выпить по рюмочке лимончеллы за прекрасно сшитый костюм. Пообедав и пожелав друг другу хорошего вечера, они вышли из траттории. Эджидио, отрастивший к своим годам солидный живот, споткнувшись о ступеньку, потерял равновесие и упал. Мчавшийся в тот момент по узкой улочке всадник, пытаясь предотвратить наезд, поднял свою лошадь на дыбы. Но всё произошло слишком быстро, и трагедии избежать не удалось — лошадь опустилась передними копытами прямо на голову бедного Эджидио. В этот летний день 1912 года Эджидио дель Сарто не стало.
После смерти отца старший сын Антонио продолжил вести его дело, а Массимо перебрался на материк, в город Виченца, и там открыл свою небольшую фабрику. Во время Первой мировой войны Венеция подверглась австрийским бомбардировкам, и Антонио был вынужден закрыть мастерскую и со своей семьей переехать к брату в Виченцу. Массимо вел производство, в том числе шил военную одежду по заказу правительства, а Антонио продолжил заниматься индивидуальным пошивом. В 1923 году у Антонио родился сын Франческо. В годы Второй мировой войны фабрика Антонио и Массимо дель Сарто была разрушена при бомбардировке, не уцелел и Массимо, находившийся в тот момент на территории фабрики. Убитый горем Антонио не стал восстанавливать фабрику. Сохранив мастерскую по пошиву одежды, в память об отце и любимом брате он назвал ее «Sartoria Egidio e Massimo del Sarto» .
После войны, в 1947 году, Антонио, поддавшись уговорам друзей, нашел в себе силы восстановить фабрику брата на базе мастерской и запустил линию по производству мужских костюмов под маркой «Sarto Reale». 16 ноября 1947 года Антонио зарегистрировал ее как марку мужской классической одежды. Антонио помогал его единственный сын Франческо, вернувшийся с войны. Клиентами фабрики стали частные магазины, а модные дома севера Италии заказывали индивидуальный пошив одежды для своих коллекций. Потомок индивидуального портного и сам великолепный портной, Антонио во главу угла и в массовом производстве ставил качество пошива, завоевывая признание все большего числа поклонников марки. В 1961 году в возрасте 85 лет Антонио передал дела своему сыну.
Сохраняя безукоризненное качество, Франческо стал расширять производство, добавляя в ассортимент все новые изделия — плащи, пальто, сорочки.